О картине И.И. Солдатова “Смерч в Ростове”
В
понедельник, 24 августа 1953
г . небо над Ростовом с утра было предгрозовым и сильно
парило. Около 17 часов в город с северо-запада ворвался смерч огромной
разрушительной силы. На своем пути он сбросил с железнодорожных путей два
загруженных товарных вагона, пронесся по улице Февральской. На перекрестке с
Окружной улицей смерч немного отклонился вправо, обрушился на кремль и,
достигнув озера, образовал гигантский водяной столб. За несколько минут своего
движения по городу со скоростью свыше 80 километров в час и
гораздо более высокой скоростью вращения по спирали, он произвел значительные
разрушения. Больше всего пострадал от стихийного бедствия кремль. Купола
собора, кремлевских церквей и звонницы были “разбросаны” далеко вокруг. В
Самуиловом корпусе, где размещались основные экспозиции музея, была снесена
крыша вместе со стропилами и выбиты все окна. При этом пострадала даже часть
экспонатов.
Движение
смерча и вызванные им разрушения подробно описал в статье “Смерчи в Ярославской
области летом 1953 г .”
ростовский краевед, преподаватель сельскохозяйственного техникума Н.В. Чижиков
(Краеведческие записки. Вып. I. Ярославль, 1956). Статья была написана на
основании собственных наблюдений автора, документации метеорологов, опросов
очевидцев, изучения истории этого природного явления в Ростове и его ближайших
окрестностях. Именно Н.В. Чижиков убедил местного художника Ивана Ивановича
Солдатова, тоже непосредственного очевидца события, запечатлеть увиденное на
полотне. Выбор был не случаен: известный тогда в Ростове мастер финифти писал
также и картины, по преимуществу копии, для исторической экспозиции Ростовского
музея и общественных зданий города. Буквально через несколько дней после смерча
И.И. Солдатов начал работать над картиной, которая хранится сейчас в запасниках
Государственного музея-заповедника “Ростовский кремль”.
Иван Иванович Солдатов |
Вот
как вспоминает об этом пятьдесят лет спустя сам художник. Тот начавшийся вполне
обычно день подходил к концу. И.И Солдатов трудился в цехе по производству
финифти, который располагался в здании напротив Успенского собора (Соборная
площадь, 4). Его рабочее место было на втором этаже. Случайно взглянув в окно,
в сторону Февральской улицы, Иван Иванович, потрясенный, неожиданно увидел
стремительно приближающийся огромный, до неба, темный столп смерча, в котором,
словно в воронке, неслись по спирали куски разрушенных зданий, листы железа и
еще какие-то предметы. Он успел закричать: “Ребята, все вниз!” Через несколько
секунд в цехе ветром выбило окна, засыпало мусором “всю продукцию”, но люди при
этом, к счастью, не пострадали. Сам Иван Иванович жил тогда с семьей на
Февральской улице, над которой пронесся смерч. На их небольшом доме была
сорвана крыша, выворочена недавно установленная и зацементированная печная
труба. Погибли хранившиеся в чердачном помещении живописные произведения
художника.
Работая
над картиной, И.И. Солдатов изобразил приближение смерча с той самой точки, с
которой он увидел это необыкновенное явление природы. “Наверное, смерч можно
было бы написать по-другому, в момент, когда все бушевало, как, например,
“Последний день Помпеи” - улыбается художник. “Но я написал все, как видел...”
Сейчас,
спустя полвека, нельзя не признать особую историческую ценность избранного художником
решения. Последствия смерча вскоре будут зафиксированы на фотопленку учеными,
реставраторами, движение его занесут на схемы и карты. Но воплощенное в
живописи свидетельство художника-очевидца абсолютно уникально. Живую картину
этого события мы можем видеть теперь только на полотне И.И. Солдатова. Здесь на
первом плане представлены поросшие зеленой, местами пожелтевшей травой
городские валы. За ними, чуть глубже, видна часть дороги, соединяющей сейчас
две улицы – Декабристов и Моравского. У дороги стоит лишенная креста, не
сохранившаяся до наших дней часовня, построенная на месте разобранной в 1814
году древней деревянной Воскресенской церкви, “что в старой Ямской улице на
посаде”. Ростовские старожилы хорошо помнят эту часовню – в 1950-е годы в ней размещался
дровяной склад. Левее от нее – какое-то небольшое деревянное строение типа
торговой палатки или ларька. Весь дальний план картины занимает панорама
Окружной, от улицы Коммунаров до Февральской, над которыми движется к центру
города зловещий столп смерча. Сейчас эта панорама закрыта сильно разросшимися
деревьями.
Заметим
кстати, что историческую ценность картине придает также изображение облика этой
части Ростова в начале пятидесятых годов ушедшего столетия, поскольку здесь
представлены не только сохранившиеся здания (каменный двухэтажный и два
деревянных одноэтажных дома, Окружная 61-63), но и уничтоженная позже часовня,
дома, снесенные при строительстве гостиницы “Ростов” и здания Казначейства.
Е. Ким.
Комментариев нет:
Отправить комментарий