суббота, 2 ноября 2013 г.

Димитрий Ростовский и его роль в истории естествознания


Ростовский натуралист, краевед Н.В. Чижиков в своих записках, вызванных появлением в художественной экспозиции Ростовского музея образа ростовского митрополита Димитрия Ростовского (1961 г.), писал: «Димитрий Туптало был образованнейшим человеком петровской эпохи и сторонником прогрессивных реформ Петра I-го. Вместе с тем, как ни странно для церковного деятеля, он первым в России без всякого влияния Западной Европы высказал мысль о происхождении животного мира путем самозарождения». 
В.К. Шебуев. Образ святителя Димитрия Ростовского. 1825.
Медная доска, масло. 130х100.
Собрание музея "Ростовский кремль"
И далее Чижиков цитирует издание, которое, кажется, давно забыли исследователи жизни и трудов святителя. Это вышедшие в свет в 1945 г. «Очерки по истории микробиологии в России» члена-корреспондента Академии Наук СССР Б.Л. Исаченко: «Таким мыслящим, образованным человеком рисуется наш русский мыслитель, современник Гриндель-фон-Аха. Личность Дмитрия Туптало заслуживает того, чтобы отвести ему определенное место в истории естествознания, наряду с упоминаемыми постоянно Ван-Гельмонтом, Гриндель-фон-Ахом и многими другими. Им по праву может гордиться русская наука».


Вероятно, книга Б.Л. Исаченко была в личной библиотеке Н.В. Чижикова. В наши дни это издание удалось почитать только в РНБ и дополнить запись Н.В. Чижикова следующими сведениями. Врач, натуралист, алхимик Ян Баптист ван Гельмонт (1579-1644) и натуралист Гриндель фон Ах (XVII в.) выдвигали идею самозарождения жизни «низших существ»: лягушек, мышей и т.д. Советский ученый-микробиолог имеет в виду аналогичные взгляды свт. Димитрия Ростовского и приводит, разумеется, без ссылки на источник, цитату из его сочинения – комментарий на библейский текст о потопе (Бытия 6, 19-20): «В корабле Ноевом не бяху такожде та животна, якоже от земныя влаги, от блата и согнития родятся, якоже мыши, жабы, скорпии и прочая пресмыкающаяся по земли: и черви различные, жуки же и хрустие и пруци; и якоже от росы небесныя зачинаются комары и мшицы и иная тем подобная, та вся потопом погибоша и паки по потопе от таковых же веществ родишася». 

Комментируя этот текст, Б.Л. Исаченко писал: «Разбирая вопрос о появлении жизни на земле и встречаясь с необходимостью исходить из библейского сказания о всемирном потопе, он (Димитрий Ростовский) не мог допустить, чтобы Ной собрал в свой ковчег «и жаб, и скорпии, и черви различные», и «иная тем подобная». Рассуждая здраво, ему должно было казаться, что «пресмыкающаяся» погибла во время потопа, а «по потопе от веществ родишася». Никакой высшей силы для этого не нужно: живое появляется самопроизвольно». При этом Б.Л. Исаченко подчеркивается хорошее знание свт. Димитрием иностранных языков, в т.ч. латыни – международного языка тогдашней науки, наличие соответствующих изданий в его библиотеке и делается вывод: «Это воззрение вполне совпадало с воззрениями XVII в., а Туптало был только первым, коснувшимся у нас вопроса о произвольном самозарождении, и решил его на уровне западной науки».

С другой стороны, по мнению исследователя, в некоторых своих естественно-научных взглядах свт. Димитрий далеко опередил представления, господствовавшие на Западе. Так, в одной из его проповедей, произнесенных в Ростове Великом в 1705 г., в качестве аллегории, высказывается «способ, примененный Лавуазье только в конце XVIII столетия при обосновании основных вопросов химии». 
[Исаченко Б.Л. Очерки из истории микробиологии в России // Известия Академии наук Союза ССР. Отделение биологических наук. М., 1945. №2. С. 230-231. См. также: Мишустин Е.Н. Предисловие // Исаченко Б.Л. Избранные труды. Т. I. М.-Л., 1951. С. 17; Т. II. М.-Л., 1951. С. 314-315].
Е.В. Ким.

Комментариев нет:

Отправить комментарий