23 октября 2013 года, в завершение XIV Ярославских краеведческих чтений, состоялся с круглый стол, посвященного перспективам Ярославского музея-заповедника в связи с предстоящей передачей ряда зданий религиозного назначения, в том числе, бывшего Спасского монастыря Ярославской митрополии. Я был на этом мероприятии, слушал выступление, кое-что помечал для себя. Думаю, ввиду важности события будет справедливым поделиться с сетевой общественностью своеобразным отчетом . Все очень коротко, основные контуры, конспективно – и без собственных оценок. Если в чем-то ошибся, надеюсь, что поправят.
Встречу открыла директор музея Наталья Васильевна Левицкая, сказавшая о том, что Ярославский музей-заповедник – это музей не только города и области, и круглый стол – инициатива руководства музея: «Мы не вправе ограничиться кулуарными обсуждениями… Мы создадим другой музей, который будет привлекать внимание всех любителей истории и культуры России».
Первый выступающий, директор Ярославского джазового центра Игорь Гаврилов, высказал пожелание, чтобы новый музей не был разбросан по городу, а находился в одном, удобном для сотрудников, посетителей и экспонатов здании.
Пожалуй, наиболее эмоционален был председатель Ярославского историко-родословного общества Юрий Иванович Аруцев, выразивший озабоченность судьбой 300 тысяч единиц хранения музейной коллекции, указывая на отсутствие в настоящее время сведений о новом помещении для музея, вследствие чего обсуждение новой его концепции неизбежно принимает «декоративный» характер. И.о. директора департамента культуры Ярославской области Марина Владимировна Васильева заверила присутствующих, что все заинтересованные стороны, в том числе представители Ярославской митрополии, осознают сложность задачи, которая не может иметь «срочный характер»; сообщила о совещаниях, состоявшихся по этому поводу, в том числе о приезде в Ярославль Тихона (Шевкунова), курирующего вопросы культурной политики РПЦ.
Ярким было выступление Маргариты, «жительницы Ярославля и посетительницы музея», призывавшей музейных сотрудников повернуться в сторону простых посетителей, тратящих свой единственный выходной на поход в музей, которым, по ее мнению, важны не «маленькие штучки в маленьких ячеечках», а «пронзительная человеческая история, протянутая из прошлого в будущее». В качестве примера, Маргарита рассказала о том, что в музее-усадьбе Берново (Тверская область) ее поразил не «воздух, которым дышал Пушкин», а история с приездом в музей Йоко Оно. Выступившая затем сотрудница ЯМЗ Нина Александровна Грязнова сравнивала музей с «презентационным центром города для туристов», в котором «для человеческих историй мало места». Модератор дискуссии, Михаил Борисович Гнедовский, напомнил собравшимся о приезде в Ярославль Жана-Поля Сартра, отметив, что, на самом деле, таких историй в музее может быть множество.
[Тут я не удержусь, замолвлю словечко частным образом. Сартр был также и в Борисоглебе, и, по местному преданию, сказал о тамошней обители: «Это выше романских монастырей во Франции». Вероятно, Сартр был и в Ростове. Что касается «человеческих историй», то их в Ростовском кремле просто невероятное количество. Сам не раз выуживал в документах и литературе разного рода анекдоты – вплоть до обливания водой из ведра реставраторами церкви Воскресения автора советского гимна; внимательные читатели группы могут вспомнить десяток-другой постов о знаменитостях в стенах кремля. Вообще, сам формат сообщества в контакте располагает к таким коротеньким занимательным историям. Год назад мы с Анной Шелеховой опубликовали статью о посещении итальянскими путешественниками Ростовского музея церковных древностей. Вслед за этим я прочел у себя «в друзьях» ироничные сравнения нашей деятельности с «составлением списков приезжающих и отъезжающих» (Гиляровский). Сравнение остроумное, а потому не обидное.]
Директор Рыбинского музея Сергей Дмитриевич Черкалин обратил внимание на необходимость фондохранилища, депозитария, вне зависимости от решения вопроса об экспозиции.
Директор историко-культурного комплекса в с. Вятское Елена Андреевна Анкудинова настаивала на сохранении статуса музея-заповедника, а также привела в пример Ярославский художественный музей, сотрудники которого оперативно и квалифицированно рассчитали экспозиционную площадь, необходимую для переезда из помещения церкви. По словам Анкудиновой, музейные сотрудники «как девы с факелами, должны быть готовы к приходу жениха».
Директор Ярославского бюро путешествий Светлана Борисовна Даниленко высказала мнение, что туристы главным образом воспринимают архитектуру, впечатления от музейных экспонатов вторичны, а также опасение в снижении доступности памятников архитектуры для туристов после их передачи церкви.
Директор Ярославского художественного музея Алла Валерьевна Хатюхина в вопросе о новом музейном помещении (или помещениях) предложила разделить экспозиции на имиджевые, которые необходимо должны находиться в центре города, и прикладные (краеведческие), которые могут разместиться в любом районе.
Сергей Кремнев из Lift project указал на возможность переезда музея в район Ярославской большой мануфактуры; его поддержала Юлия Кривцова, призвавшая также музей активнее работать с разными целевыми группами и расширять свое интернет-присутствие.
Председатель Ярославского отделения ВООПИиК Вячеслав Иосифович Сафронов сообщил о наличии проектов музеефикации Петропавловского парка, о серьезном потенциале Красноперекопского района, предложил музею «остаться одной ногой» в занимаемом им с 1959 года настоящем месте, в котором, по его сведениям, Ярославская епархия предполагает открыть, в том числе, Музей русской духовной культуры.
Директор Ярославского центра детско-юношеского туризма Александра Николаевна Логинова приветствовала переезд музея-заповедника, указывая, в частности, на то, что «культовая среда недружественна для детей».
Директор музея-заповедника «Ростовский кремль» Наталия Стефановна Каровская призвала сотрудников Ярославского музея-заповедника к оптимизму и, кроме того, высказала пожелание, чтобы до общества были доведены сведения, во что обойдется бюджету переезд музея в новое помещение.
В заключение, организаторы констатировали, что встреча удалась, и обещали, что круглые столы о формировании новой концепции Ярославского музея-заповедника станут регулярным мероприятием.
Встречу открыла директор музея Наталья Васильевна Левицкая, сказавшая о том, что Ярославский музей-заповедник – это музей не только города и области, и круглый стол – инициатива руководства музея: «Мы не вправе ограничиться кулуарными обсуждениями… Мы создадим другой музей, который будет привлекать внимание всех любителей истории и культуры России».
Первый выступающий, директор Ярославского джазового центра Игорь Гаврилов, высказал пожелание, чтобы новый музей не был разбросан по городу, а находился в одном, удобном для сотрудников, посетителей и экспонатов здании.
Пожалуй, наиболее эмоционален был председатель Ярославского историко-родословного общества Юрий Иванович Аруцев, выразивший озабоченность судьбой 300 тысяч единиц хранения музейной коллекции, указывая на отсутствие в настоящее время сведений о новом помещении для музея, вследствие чего обсуждение новой его концепции неизбежно принимает «декоративный» характер. И.о. директора департамента культуры Ярославской области Марина Владимировна Васильева заверила присутствующих, что все заинтересованные стороны, в том числе представители Ярославской митрополии, осознают сложность задачи, которая не может иметь «срочный характер»; сообщила о совещаниях, состоявшихся по этому поводу, в том числе о приезде в Ярославль Тихона (Шевкунова), курирующего вопросы культурной политики РПЦ.
Ярким было выступление Маргариты, «жительницы Ярославля и посетительницы музея», призывавшей музейных сотрудников повернуться в сторону простых посетителей, тратящих свой единственный выходной на поход в музей, которым, по ее мнению, важны не «маленькие штучки в маленьких ячеечках», а «пронзительная человеческая история, протянутая из прошлого в будущее». В качестве примера, Маргарита рассказала о том, что в музее-усадьбе Берново (Тверская область) ее поразил не «воздух, которым дышал Пушкин», а история с приездом в музей Йоко Оно. Выступившая затем сотрудница ЯМЗ Нина Александровна Грязнова сравнивала музей с «презентационным центром города для туристов», в котором «для человеческих историй мало места». Модератор дискуссии, Михаил Борисович Гнедовский, напомнил собравшимся о приезде в Ярославль Жана-Поля Сартра, отметив, что, на самом деле, таких историй в музее может быть множество.
[Тут я не удержусь, замолвлю словечко частным образом. Сартр был также и в Борисоглебе, и, по местному преданию, сказал о тамошней обители: «Это выше романских монастырей во Франции». Вероятно, Сартр был и в Ростове. Что касается «человеческих историй», то их в Ростовском кремле просто невероятное количество. Сам не раз выуживал в документах и литературе разного рода анекдоты – вплоть до обливания водой из ведра реставраторами церкви Воскресения автора советского гимна; внимательные читатели группы могут вспомнить десяток-другой постов о знаменитостях в стенах кремля. Вообще, сам формат сообщества в контакте располагает к таким коротеньким занимательным историям. Год назад мы с Анной Шелеховой опубликовали статью о посещении итальянскими путешественниками Ростовского музея церковных древностей. Вслед за этим я прочел у себя «в друзьях» ироничные сравнения нашей деятельности с «составлением списков приезжающих и отъезжающих» (Гиляровский). Сравнение остроумное, а потому не обидное.]
Директор Рыбинского музея Сергей Дмитриевич Черкалин обратил внимание на необходимость фондохранилища, депозитария, вне зависимости от решения вопроса об экспозиции.
Директор историко-культурного комплекса в с. Вятское Елена Андреевна Анкудинова настаивала на сохранении статуса музея-заповедника, а также привела в пример Ярославский художественный музей, сотрудники которого оперативно и квалифицированно рассчитали экспозиционную площадь, необходимую для переезда из помещения церкви. По словам Анкудиновой, музейные сотрудники «как девы с факелами, должны быть готовы к приходу жениха».
Директор Ярославского бюро путешествий Светлана Борисовна Даниленко высказала мнение, что туристы главным образом воспринимают архитектуру, впечатления от музейных экспонатов вторичны, а также опасение в снижении доступности памятников архитектуры для туристов после их передачи церкви.
Директор Ярославского художественного музея Алла Валерьевна Хатюхина в вопросе о новом музейном помещении (или помещениях) предложила разделить экспозиции на имиджевые, которые необходимо должны находиться в центре города, и прикладные (краеведческие), которые могут разместиться в любом районе.
Сергей Кремнев из Lift project указал на возможность переезда музея в район Ярославской большой мануфактуры; его поддержала Юлия Кривцова, призвавшая также музей активнее работать с разными целевыми группами и расширять свое интернет-присутствие.
Председатель Ярославского отделения ВООПИиК Вячеслав Иосифович Сафронов сообщил о наличии проектов музеефикации Петропавловского парка, о серьезном потенциале Красноперекопского района, предложил музею «остаться одной ногой» в занимаемом им с 1959 года настоящем месте, в котором, по его сведениям, Ярославская епархия предполагает открыть, в том числе, Музей русской духовной культуры.
Директор Ярославского центра детско-юношеского туризма Александра Николаевна Логинова приветствовала переезд музея-заповедника, указывая, в частности, на то, что «культовая среда недружественна для детей».
Директор музея-заповедника «Ростовский кремль» Наталия Стефановна Каровская призвала сотрудников Ярославского музея-заповедника к оптимизму и, кроме того, высказала пожелание, чтобы до общества были доведены сведения, во что обойдется бюджету переезд музея в новое помещение.
В заключение, организаторы констатировали, что встреча удалась, и обещали, что круглые столы о формировании новой концепции Ярославского музея-заповедника станут регулярным мероприятием.
Учитывать пожелания посетителей музея важно!!! Но главное не увлекаться на этом пути. Все чаще основным стимулом прихода в музей становятся блины, "чаи" и скоморохи. Экскурсии строятся не на исторических фактах, а на около музейных мифах. Это недопустимо! Просветительская, образовательная функции музеев прежде всего.
ОтветитьУдалить