четверг, 3 октября 2013 г.

"Теперь я скажу такую вещ": ростовский читатель Хомяков - о "Тихом Доне"

Мы начинаем публикацию наиболее интересных вещей из коллекции галереи на Коммунаров. Отзыв о романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» справедливо был признан одним из хитов выставки "Находка в храме Спаса на Торгу". Забытый нашими современниками читатель Хомяков (мы не знаем даже его имени!) добросовестно, смело, и, скорее всего, непреднамеренно, оставил великолепное свидетельство своей эпохи.

Отзыв выполнен, вероятно, после 1933 г. (первого выхода трехтомника Шолохова одним изданием), по просьбе работников Ростовской центральной районной библиотеки, среди документов оставленного архива которой и был обнаружен Константином Масловым в 2009 году. Текст размещен на трех сшитых нитками тетрадных листах в клетку; на четвертом листе (в линейку), обнаруженном отдельно, помещен конец отзыва. Размеры бумаги 210х140. Весь текст написан карандашом.



"Давая свой отзыв о романе Тихий Дон, я не читал начала первой книги, в которой нехватает 30 стр.

Кроме того начало романа мало завлекательно до половины первой книги читаеш с трудом. Автор так сказать еще не вошол в курс событий, а потому пишет еще не совсем свободно и не принужденно. Пестрят какие то и не литературные и не народные слова. Когда автору приходится описывать природу людей и прочее то он говорит каким то эзоповским языком не красивым и не приятным. В дальнейшем язык понемногу сглаживается, автор входит в курс событий, увлекается и увлекает этим читателя. Вообще можно признать за истину, что естьли писатель пишет с увлечением, с энтузиазмом, или же говорит оратор с вдохновением, то он все свои чувства передает в равной степени читателю или слушателю.

Среди современных писателей большинстве с далеко не блестящими талантами М. Шолохов есть безусловно первая величина и его роман Тихий Дон читается с большим интересом.

В первой книге меня удивило то, что автор мало касается политики, а это делает роман с художественной стороны более интересным. И надо правду сказать, что политика в современной художественной литературе порядочно также надоела.

Удивило меня и то, что при описании купца Мохова и помещика Лисицкого у автора не чувствуется неприязни к ним и описывает он их вполне безпристрастно.

Самая высшая точка интереса к роману Тихий Дон в первых двух книгах появляется у читателя в конце первой книги. Кончивши первую книгу охота поскорее взять вторую и прочитать и узнать, а что же будет дальше.
Во второй книге, а отчасти и в первой автор довольно таки свободно описывает половые отношения и чувства людей, чем безусловно заинтересовывает читателя, так как запрещенный плод сладок.

Во второй книге автор довольно подробно останавливается на убийствах, описывая довольно интересныя и жуткия картины смерти людей.

Вторая книга есть часть истории революции 1917-18 г. и начало гражданской войны на дону. Конец второй книги читаеш уже не с тем интересом, что начало. Эпизоды гражданской войны наскучивают и естьли бы не знать наперед, что есть еще третья книга то можно подумать что роман окончен, нет ни чего такого, что побудило бы интересоваться дальнейшим продолжением романа.

Теперь я скажу такую вещ.

Что оценку романа я делал вполне безпристрастно, но что действительно правилно за это не ручаюсь. Настроение человека и его самочувствие во время чтения играют большую роль. Сейчас когда я читаю третью книгу где так же гражданская война преобладает над другими событиями, впечатление у меня гораздо лучше чем от второй книги и третья книга мне кажется интереснее, потому ли что сама книга занимательнее или же самочувствие при ее чтении лучше я не знаю.

У писателя Шолохова безусловно блестящий талант и его призвание должна быть история, где при описании событий он всегда безпристрастен и трудно определить на чьей стороне его симпатии, на стороне ли красных или на стороне полубелых казаков повстанцев.

Хомяков".

Комментариев нет:

Отправить комментарий