воскресенье, 6 октября 2013 г.

Битломания в Ростове (часть 1)


Некоторые верят, что The Beatles предотвратили третью мировую войну, что благодаря им обрушился железный занавес, а кому-то удалось и за этим занавесом обрести свободу – и в этом снова заслуга «Битлз»; кто-то ругал четверку из Ливерпуля, для кого-то любовь к группе стала роковой… В таких заявлениях присутствует отражение глобальности, массовости такого культурного явления, как «битломания», а посему, бушуя в Ленинграде и Москве, оно не могло не затронуть провинцию. Каким образом, попытаемся разобраться.
Наше небольшое исследование явления «битломании» в провинции ориентировано на устную традицию и официальный источник – газету Ростовского горкома КПСС, городского и районного советов депутатов трудящихся «Путь к коммунизму».
Конечно, в провинции о «Битлз» узнали позже, чем в крупных городах, известия о новом движении в музыке доходили и до Ростова. Польша, Украина, Белоруссия – здесь музыка «Битлз» зазвучала раньше (через прибывающие в украинские порты суда проникала в СССР западная культура). Поначалу (с момента основания группы – с 1960 г.) пресса о «Битлз» попросту молчала – будто и нет такой группы. Позже, где-то с 1965 г., появляются фельетоны, обличающие внешний вид и манеру исполнения «Битлз», появляются в газетах и первые фотографии (правда, плохого качества), тут же рождающие множество слухов (к примеру, на таких фотографиях битлы были похожи друг на друга как один – отсюда слух о том, что они родные братья), фотографии переснимали и перерисовывали, увеличивая формат. (Свидетельство тому карандашные рисунки Натальи Марковны Шарабудиновой – сотрудницы ГМЗ «Ростовский кремль», поклонницы группы «Битлз». Рисунки выполнены в конце 1970-х гг.)
В Ростове интерес к «Битлз» удалось обнаружить с 1967 года, когда у группы появился, наверное, самый яркий поклонник, который потом стал и последователем творчества группы. Но для того, чтобы охарактеризовать контекст зарождения «битломании» в Ростове, поговорим сначала о бытовой и культурной жизни города 45 лет назад .
Заметка в первом номере газеты «Путь к коммунизму» за 1968 год. [Федоров А. «Хочется надеяться» // ПК. 1968. № 1. 1 января. С. 4.] сообщает чаяния простых ростовцев: «Очень хочется надеяться, что в новом году… В Ростове откроется пункт по ремонту авторучек. Единственный в городе светофор на улице 50 лет Октября будет работать не меньше семи дней в неделю. В городских парикмахерских мастера перед обслуживанием каждого посетителя будут мыть руки. В городской бане будет ликвидирована капель с потолка. Предельная скорость движения автотранспорта – 30 километров в час – будет осуществляться не только у дорожных знаков, но и на всех улицах города».
Заметка А. Тюниной «На сцене – артисты московской эстрады» [ПК. 1968. № 6. 10 января] рассказывает вечере отдыха учителей и воспитателей детсадов в средней школе № 1: «Концерт вели лауреаты Всероссийского конкурса артистов эстрады Александр Лившиц и Александр Левенбук. Интересны были миниатюры, сценки, сатирические куплеты, высмеиваюшие пьянство, хулиганство и другие пороки. Концерт сопровождал джазовый квартет: гитара – А. Красиков, ударные инструменты – Б. Новиков, контрабас – Е. Бурд, фортепьяно – В. Куль. Много аплодисментов получил молодой артист эстрады Олег Чистяков, исполнивший песни «Идут белые снега» Красновского, «Ну что тебе сказать про Сахалин» Френкеля, «Я еду за туманом» Высоцкого… Участники вечера горячо поблагодарили москвичей за хороший концерт».
В статье И. Репниковой «Кто лучше танцует?» [ПК. 1968. № 14. 24 января] сообщалось о конкурсе танца в городском доме пионеров. Зрителям были показаны летка-енка, русский национальный танец с ложками и полька игровая. Из современных финских танцев лучшими были признаны «Хоппель-поппель» и «Хали-гали». «Конкурс закончился массовым показательным исполнением бального танца па-де-граз».
Пожалуй, наиболее широкий спектр ростовских музыкальных проблем затрагивает  статья Д. Духовницкой «Где же вы, любители музыки?» [ПК. 1968. № 19. 2 февраля]: о музыкальном лектории, что вели сотрудники Ярославской филармонии в местном ДК, о ростовских звонах, о желании возродить хор пенсионеров.
О материальной базе советской массовой культуры можно узнать из заметки жителя подростовного поселка Петровска А. Кириллова [В поселке – более тысячи телевизоров // ПК. 1968. № 57. 9 апреля]: «Петровск стал поселком сплошной радиофикации. На 1400 домовладельцев приходится 1500 радиоточек. Голос Москвы и Ярославля слышат в каждом доме, в каждой семье».
Регулярно в газете освещались выступления местной художественной самодеятельности. Так, репертуар концерта в клубе объединения «Ростовкофецикорпродукт» состоял, в частности, из песен: «Как прекрасен этот мир», белорусская народная песня «За нашим стодолом». «Тепло встретили зрители лауреата городского фестиваля Владимира Максимова, который спел песню «Боевой авангард», автором слов и музыки которой он является. Солистка ансамбля Галина Максимова исполнила песни «Прощание», «Я догадалась». Затем Галина и Владимир Максимовы спели дуэтом несколько популярных песен». «Присутствующие остались довольны концертом» - заключает автор заметки.
Ростовская художественная самодеятельность заслужила внимание Ярославского областного телевидения, удостоившись отдельной передачи [Жигалов В. Выступают ростовчане // ПК. 1973. № 24. 11 февраля. С. 4.].
Таким образом, в Ростове заботились о культурном воспитании и досуге горожан, и нельзя сказать, что культурная жизнь Ростова была однообразной.
Продолжение следует.
Анна Шелехова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий