В августе минувшего года в Красной палате Ростовского
кремля открылась выставка «Путешествие в Ростов… Город, кремль, монастыри,святыни, древности в графике XIX века». Кроме
работ из собрания музея (отчасти уже известных местной публике), здесь впервые были
представлены рисунки из музеев: Исторического в Москве, Художественного в
Ярославле, Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) и
Государственного архива Ярославской области. Организатор выставки, заведующая
Картинной галереей Ростовского музея Татьяна Владимировна Колбасова, провела большую
работу по выявлению и изучению многочисленных изображений нашего города и его
окрестностей. Отрадно, что эта деятельность увенчалась изданием каталога в
прекрасном полиграфическом исполнении. Таким образом, представленные на выставке
работы отныне доступны в любое время для всех, кто неравнодушен к истории родного
города.
Рисунки сохранили для нас виды главных городских
святынь, среди которых закономерно лидирует Ростовский кремль. Представлены все
городские монастыри и некоторые церкви. Не приходится говорить о ценности всех
этих изображений, доносящих до нас не только вид определенного памятника в
определенный период, но и – что немаловажно - городской среды, в которую он был
помещен. Ведь современному живописцу или фотографу едва ли удастся повторить хотя
бы один из этих пейзажей. Советское время существенно изменило городской
ландшафт. Уничтожена вместе с церковью Всех Святых колокольня, с которой
выполнен, например, знаменитый «Вид с северо-западной стороны Ростовского
Успенского собора и Архиерейского дома» 1825 года.
Местность, которая
представала лугом на «Виде Ростовского Богоявленского монастыря»,
сейчас занята городской застройкой и «Водоканалом».
Но будем справедливы, не умолчим
и о немалом «вкладе» нашего времени в изменение, а вернее, обезображивание городского облика: о лезущих
в кадр назойливой безвкусной рекламе и многочисленных столбах с проводами, о канализационной насосной станции, для которой не нашлось места лучше, чем возле древних
городских валов и церкви Вознесения Господня...
Есть в каталоге и виды подростовных селений: «Церковь
в окрестностях Ростова» Андре Дюрана, виды сел Поречье и Угодич Василия
Башкова, Белогостицкого монастыря Василия Прохорова.
В каталоге, как и на выставке, помещены не только
графические пейзажи, но и финифтяные образы ростовских святых. Такое соседство,
напоминающее о духовном содержании красивых видов, неслучайно: святые часто
изображались на фоне основанных ими (или в память о них) церквей и монастырей. Таков
образ святого блаженного Иоанна Милостивого, на втором плане которого виднеется
Толгская церковь, где покоятся мощи святого. Благоверные князья-страстотерпцы
Борис и Глеб изображены близ одноименной ростовской церкви.
В аннотации сказано, что издание «включает раздел
«Ростов в описании путешественников XIX в.»:
путевые заметки при посещении Ростова Н.А. Муравьева, С.П. Шевырева,
В.И. Лествицына, М.И. Семевского и других, дополняющие представления
о городе этого времени». Скорее, однако, этот раздел, занимающий 80 страниц из
216, не дополняет, а имеет самостоятельную ценность. Нет нужды пересказывать в
короткой статье содержание путевых заметок прославленных путешественников,
однако трудно удержаться от того, чтобы не привести хоть один пример. Я
остановил свой выбор на очерке «Поездка в Ростов», впервые опубликованном в
«Ярославских губернских ведомостях» 165 лет назад, в 1848 году. Очерк
отличается от прочих необычайно живым языком и смелым образным строем;
возможно, именно поэтому он был опубликован анонимно:
«Едва ли какой-нибудь город в России сохранил более
Ростова признаков древности. Для археолога взглянуть на Ростов, все равно что
понюхать старую залежавшуюся рукопись: необыкновенно приятное ощущение, лучше
лимбургского сыру! …. Начало Ростову положено еще приземистым финном, который
вечно жался к лужам и болотам; время построения забыла история, а строителей
города напоминает только его озеро-болото да съеженные физиономии бродящих, под
разными предлогами, попрошаек. Я глядел на них с восторгом: финны, настоящие
финны! И до сих пор еще они не могут отвыкнуть от своей бродяжнической жизни и
шныряют там и сям между рослым и жирным славянским племенем. У некоторых
личностей ростовских до того физиономии резки и смелы, что я уверен в их
происхождении от древних ростовских бояр, которыми, как вам небезызвестно,
славился древний Ростов, равно как огромными репами и свеклой». Не остались без
внимания автора и ростовские звонари: «Расправляющиеся с турецкими барабанами и
большими колоколами всегда имеют серьезные и почтенные физиономии». Нашим
современникам, наверно, не мешает поучиться столь же остроумному, сколько и поэтическому
взгляду на самые, казалось бы, не располагающие к тому, житейские вещи.
Автором очерка, как установлено, является известный
педагог Константин Ушинский. Он подводит такой итог своим впечатлениям: «Почтенный
город! Развалины древних зданий повсюду; а между ними, как живые, святые
остатки усопших подвижников русской веры и русской славы». Эти слова, звучащие
уместно и сегодня, могут послужить эпиграфом ко всему каталогу, который, хочется
надеяться, станет настольной книгой каждого патриота города Ростова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий