пятница, 18 июля 2014 г.

Великая княгиня Елисавета Федоровна в Ростове

Сегодня день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары Яковлевой (1918).
Вряд ли многие знают, что Елисавету Феодоровну связывают особые духовные и культурные интересы с Ростовом Великим, в котором она дважды побывала до своего монашеского пострижения и, в последний раз, уже будучи в иноческом чине.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Фото 1892 г.
Первый ее приезд в Ростов состоялся 5 июня 1892 года. Он носил официальный характер и проходил в рамках торжеств по случаю открытия Угличского музея, второго в Ярославской губернии после ростовского. На этих торжествах она сопровождала своего мужа, московского генерал-губернатора Великого князя Сергия Александровича, родного брата императора Александра III.


Открытию Угличского музея придавалось значение государственного события. Участие в нем членов царской семьи освещалось столичной и провинциальной прессой. Восторженная встреча августейших особ в Ярославле, Романове - Борисоглебске, Рыбинске, Угличе и Ростове нашла подробное отражение в публикациях “Ярославских губернских ведомостей” и в специальном выпуске этой газеты, посвященной их визиту. И хотя об этом не принято было высказываться печатно, многие из современников восхищались удивительной красотой двадцативосьмилетней Великой княгини, отмеченной печатью утонченности и редкой одухотворенности.
Образованная часть провинциальной публики хорошо знала о происхождении Елисаветы Феодоровны - внучки английской королевы Виктории и дочери Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV. Многочисленному духовенству, которое во главе с архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном, участвовало в торжествах, было известно, что супруга царского брата, по рождению и религиозному воспитанию протестантка, год тому назад добровольно и по личному убеждению приняла православие (законы Российской империи предписывали обязательный переход в православную веру только для жен наследников престола, что коснется, в частности, младшей сестры Елисаветы Феодоровны – Александры, супруги будущего императора Николая II). Многим было известно, что это решение созрело у Елисаветы Феодоровны давно, но долго откладывалось из-за боязни огорчить отца, глубоко верующего и убежденного протестанта. В тогдашних церковных и научных кругах отмечался глубокий интерес Великой княгини к православным святыням, к истории России, русской старине и современному церковному искусству.
На торжествах в Угличе великокняжеской чете были представлены основатели Ростовского музея церковных древностей, члены Императорского Московского археологического общества А.А. Титов и И.А. Шляков, а также архитектор-реставратор Ростовского кремля Н.В. Султанов. Тогда же, в Угличе, И.А. Шляков преподнес августейшим супругам подарок – собственной работы акварельную копию хранящейся до сих пор в Ростове картины с изображением св. царевича Димитрия Угличского со сценами его убийства. Сделанный от чистого сердца и вполне уместный, как воспоминание об исторических событиях, этот дар спустя много лет невольно обретет свой страшный и зловеще-пророческий смысл, когда и Сергию Александровичу, и Елисавете Феодоровне, в разное время и при различных обстоятельствах, суждено было погибнуть от рук убийц...
Встреча высоких гостей в Ростове Великом была чрезвычайно торжественной. Газеты сообщали, что “еще накануне приезда Их Императорских Высочеств город принял праздничный вид. Гирлянды из зелени, флаги и транспаранты съ инициалами Их Высочеств украшали дома городскихъ обывателей... У многих домов были выставлены увенчанные зеленью их портреты. При въезде на городскую площадь, у Благовещенской улицы, красиво высилась убранная флагами и украшенная короной арка...” Неподалеку располагалась еще одна арка – с гербами Ростова и Ярославля. “Городской сад был убран тщательно; на ротонде виднелся щит с надписью: «Добро пожаловать!», у берега озера нарочно приготовили и искусно декорировали пристань. Вокзал станции Московско-Ярославской железной дороги также был великолепно разукрашен. По всем городскимъ улицам можно было видеть до поздней ночи массу народа в праздничных костюмах – это прибывшие изъ отдаленных селений Ростовскаго уезда собрались въ ожидании дорогих гостей. 5 июня, уже с ранняго утра заметно было большое оживление; народу собралось отовсюду столько, что заняли площадь, Благовещенскую улицу и поле близь вокзала железной дороги... На платформе выстроился оркестр военной музыки и почетный караул... Начавшийся на соборной колокольне благовест «Сысоя» известил Ростовцев о выбытии Высоких Путешественников изъ Ярославля.”
Среди “почетных лиц”, участвовавших во встрече, газеты упомянули И.А. Шлякова, которому и было поручено ознакомить гостей с древностями здешнего кремля. Знакомство началось с посещения Успенского собора, где был осмотрен недавно открытый и отреставрированный “пещерный храм” – место погребения св. Леонтия Ростовского, с изложением подробной истории его раскопок и реставрации. “Из собора Их Высочества отправились въ Аврамиев монастырь... выслушали краткое молебствие и поклонились мощам преподобнаго основателя монастыря. Затем Августейшие Посетители посвятили часть времени обзору въ соборном храме древнейших икон...” Посещением Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и пригородной церкви Иоанна Богослова на Ишне продолжилась их паломническая поездка, также сопровождавшаяся внимательным осмотром здешних древних икон и других святынь. В этот приезд, в знак Высочайшего покровительства Ростовскому музею церковных древностей Елисавета Феодоровна преподнесла в дар свою фотографию с автографом, не так давно обнаруженную в музейных фондах.
Записи в Книге посетителей Ростовского музея церковных древностей
Внимание Великокняжеской четы к произведениям древнего ростовского художества было не случайным. В том же 1892 году, возвратившись из поездки в Ярославскую губернию, Сергий Александрович и Елисавета Феодоровна обновляют в московской генерал-губернаторской резиденции на Тверской улице домовую церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Для ее росписи, согласно архивному документу, хранящемуся в Ростовском музее, “копировались рисунки с некоторых икон музея и отдельных сюжетов стенописи храмов ростовского кремля”. “Некоторые из предметов, собранных музеем, послужили моделями для резной деревянной утвари” храма. Существует мнение, что часть подлинных икон XVII века в иконостасе этой церкви происходила из Ростова. Все это было уничтожено в первые послереволюционные годы, но “ростовские мотивы” в прекрасном убранстве церкви, в которой молилась Елисавета Феодоровна, хорошо видны на акварели, созданной в 1904 году по ее личному заказу художником И.И Нивинским (хранится в Государственном Историческом музее в Москве). Вероятно, если не все, то многие художественные работы по украшению этого храма выполнялись ростовскими иконописцами и мастерами-резчиками.
И.И. Нивинский. Домовая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского
 в Доме московского генерал-губернатора
В самом Ростове долго помнили об этом приезде высоких гостей. Трогательный тому пример – местные крестьяне в память об их посещении церкви Иоанна Богослова на Ишне на собственные средства заказали икону святой праведной Елисаветы и преподобного Сергия Радонежского – их святых покровителей. Этот образ был написан большим мастером “подстаринного” письма в стиле XVII века тогдашним ведущим  ростовским иконописцем В.В. Лопаковым (1846-1933). Икона была предметом молитвенного поклонения.
Второй раз Елисавета Феодоровна посетила Ростов ровно, день в день, двенадцать лет спустя - 5 июня 1904 года. Она приехала сюда с супругом и двумя приемными детьми, Марией и Димитрием и Великой княгиней Марией Павловной. Подробности неофициальной, чисто паломнической их поездки известны из небольшой заметки, опубликованной в журнале “Приходская жизнь”. И по целям, и по самой обстановке  второй приезд разительно отличался от прежнего. За прошедшие годы многое изменилось в жизни страны, переживавшей кризис монархического правления и стремительно приближавшейся к исторической катастрофе. В это время Елисавета Феодоровна все более и более тяготится своим высоким положением, углубляются ее религиозные стремления и интересы. Растет ее тревога за судьбы России и родственной ей правящей династии. В этот свой приезд в Ростов паломники снова молилась в Успенском соборе у мощей святителей Леонтия, Исайи, Игнатия и Феодора. Выйдя из храма, “слушали чудный Ростовский колокольный звон”, посетили кремлевские церкви и Белую палату, “где тщательно осматривали хранящиеся там древности”. “В 1 час дня Их Высочества посетили Яковлевский монастырь, где прикладывались к мощам святителя Иакова и Димитрия, осматривали храм и некоторые ризничные вещи...”. После молебна приемному их сыну – Великому князю Димитрию Павловичу епископом Угличским Сергием (Воскресенским) была вручена икона почивающего в монастыре небесного его покровителя.
Молясь у ростовских святынь вместе с мужем и детьми, Елисавета Феодоровна еще не знала, что ровно через восемь месяцев окончится ее жизнь и начнется – житие: гибель любимого мужа от руки убийцы-террориста, основание Марфо-Мариинской общины в Москве, монашеский постриг, годы, отданные подвигу молитвы и заботы о нуждающихся, больных, беспризорных, раненых, о детях-сиротах.
И вновь, уже настоятельницей обители, она приезжает последний раз в Ростов. Ранним утром 5 декабря 1913 года прямо с поезда – в Спасо-Яковлевский монастырь, где четыре часа подряд молится у мощей святителя Димитрия...
А потом будут угрозы, оскорбления от новых “народных” властей, беззаконный арест, ссылка в Сибирь, бессудная расправа и мученическая кончина в шахте под Алапаевском, куда ее сбросят живой вместе с крестовой ее сестрой Варварой Яковлевой и родственниками покойного мужа...
На пасхальной неделе 1918 года, по пути в Сибирь, ранним утром, из окна арестантского вагона святой Елисавете Феодоровне суждено будет в последний раз увидеть Ростов и мысленно поклониться его святыням. В письме, отправленном с дороги сестрам Марфо-Мариинской обители, она писала: “Да утешит и укрепит вас всех Воскресение Христово! В 6 часов проехала Ростов... Да сохранит нас всех с вами, мои дорогие, преподобный Сергий, Святитель Дмитрий и Св. Ефросиния... Как я вас оставлю, мои деточки, как вас утешить, как укрепить? Сплотитесь и будьте, как одна душа, все для Бога и скажите, как Иоанн Златоуст: “Слава Богу за все!”.

Она уже заканчивала свой земной путь, свое жизненное преображение из августейшей красавицы с придворного портрета в святую мученицу на православной иконе - в монашеском одеянии и с крестом в руке, символом страдания и победы над смертью.

По материалам статьи Е.В. Ким «СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА В РОСТОВЕ ВЕЛИКОМ», опубликованной в «Ярославских епархиальных ведомостях» в 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий