Сегодня день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и
инокини Варвары Яковлевой (1918).
Вряд ли многие знают, что Елисавету Феодоровну связывают
особые духовные и культурные интересы с Ростовом Великим, в котором она дважды
побывала до своего монашеского пострижения и, в последний раз, уже будучи в
иноческом чине.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Фото |
Первый ее приезд в Ростов состоялся 5 июня 1892 года.
Он носил официальный характер и проходил в рамках торжеств по случаю открытия
Угличского музея, второго в Ярославской губернии после ростовского. На этих
торжествах она сопровождала своего мужа, московского генерал-губернатора
Великого князя Сергия Александровича, родного брата императора Александра III.
Открытию Угличского музея придавалось значение
государственного события. Участие в нем членов царской семьи освещалось столичной
и провинциальной прессой. Восторженная встреча августейших особ в Ярославле,
Романове - Борисоглебске, Рыбинске, Угличе и Ростове нашла подробное отражение
в публикациях “Ярославских губернских ведомостей” и в специальном выпуске этой
газеты, посвященной их визиту. И хотя об этом не принято было высказываться
печатно, многие из современников восхищались удивительной красотой двадцативосьмилетней
Великой княгини, отмеченной печатью утонченности и редкой одухотворенности.
Образованная часть провинциальной публики хорошо знала
о происхождении Елисаветы Феодоровны - внучки английской королевы Виктории и
дочери Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV. Многочисленному
духовенству, которое во главе с архиепископом Ярославским и Ростовским
Ионафаном, участвовало в торжествах, было известно, что супруга царского брата,
по рождению и религиозному воспитанию протестантка, год тому назад добровольно
и по личному убеждению приняла православие (законы Российской империи предписывали
обязательный переход в православную веру только для жен наследников престола,
что коснется, в частности, младшей сестры Елисаветы Феодоровны – Александры,
супруги будущего императора Николая II). Многим было известно, что это решение
созрело у Елисаветы Феодоровны давно, но долго откладывалось из-за боязни
огорчить отца, глубоко верующего и убежденного протестанта. В тогдашних церковных
и научных кругах отмечался глубокий интерес Великой княгини к православным
святыням, к истории России, русской старине и современному церковному
искусству.
На торжествах в Угличе великокняжеской чете были
представлены основатели Ростовского музея церковных древностей, члены Императорского
Московского археологического общества А.А. Титов и И.А. Шляков, а также
архитектор-реставратор Ростовского кремля Н.В. Султанов. Тогда же, в Угличе,
И.А. Шляков преподнес августейшим супругам подарок – собственной работы
акварельную копию хранящейся до сих пор в Ростове картины с изображением св.
царевича Димитрия Угличского со сценами его убийства. Сделанный от чистого
сердца и вполне уместный, как воспоминание об исторических событиях, этот дар
спустя много лет невольно обретет свой страшный и зловеще-пророческий смысл,
когда и Сергию Александровичу, и Елисавете Феодоровне, в разное время и при
различных обстоятельствах, суждено было погибнуть от рук убийц...
Встреча высоких гостей в Ростове Великом была чрезвычайно
торжественной. Газеты сообщали, что “еще накануне приезда Их Императорских
Высочеств город принял праздничный вид. Гирлянды из зелени, флаги и
транспаранты съ инициалами Их Высочеств украшали дома городскихъ обывателей...
У многих домов были выставлены увенчанные зеленью их портреты. При въезде на
городскую площадь, у Благовещенской улицы, красиво высилась убранная флагами и
украшенная короной арка...” Неподалеку располагалась еще одна арка – с гербами
Ростова и Ярославля. “Городской сад был убран тщательно; на ротонде виднелся
щит с надписью: «Добро пожаловать!», у берега озера нарочно приготовили и
искусно декорировали пристань. Вокзал станции Московско-Ярославской железной
дороги также был великолепно разукрашен. По всем городскимъ улицам можно было
видеть до поздней ночи массу народа в праздничных костюмах – это прибывшие изъ
отдаленных селений Ростовскаго уезда собрались въ ожидании дорогих гостей. 5
июня, уже с ранняго утра заметно было большое оживление; народу собралось отовсюду
столько, что заняли площадь, Благовещенскую улицу и поле близь вокзала железной
дороги... На платформе выстроился оркестр военной музыки и почетный караул...
Начавшийся на соборной колокольне благовест «Сысоя» известил Ростовцев о
выбытии Высоких Путешественников изъ Ярославля.”
Среди “почетных лиц”, участвовавших во встрече, газеты упомянули
И.А. Шлякова, которому и было поручено ознакомить гостей с древностями здешнего
кремля. Знакомство началось с посещения Успенского собора, где был осмотрен
недавно открытый и отреставрированный “пещерный храм” – место погребения св.
Леонтия Ростовского, с изложением подробной истории его раскопок и реставрации.
“Из собора Их Высочества отправились въ Аврамиев монастырь... выслушали краткое
молебствие и поклонились мощам преподобнаго основателя монастыря. Затем
Августейшие Посетители посвятили часть времени обзору въ соборном храме
древнейших икон...” Посещением Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и
пригородной церкви Иоанна Богослова на Ишне продолжилась их паломническая
поездка, также сопровождавшаяся внимательным осмотром здешних древних икон и других
святынь. В этот приезд, в знак Высочайшего покровительства Ростовскому музею
церковных древностей Елисавета Феодоровна преподнесла в дар свою фотографию с
автографом, не так давно обнаруженную в музейных фондах.
Записи в Книге посетителей Ростовского музея церковных древностей |
Внимание Великокняжеской четы к произведениям древнего ростовского
художества было не случайным. В том же 1892 году, возвратившись из поездки в
Ярославскую губернию, Сергий Александрович и Елисавета Феодоровна обновляют в
московской генерал-губернаторской резиденции на Тверской улице домовую церковь
в честь преподобного Сергия Радонежского. Для ее росписи, согласно архивному
документу, хранящемуся в Ростовском музее, “копировались рисунки с некоторых
икон музея и отдельных сюжетов стенописи храмов ростовского кремля”. “Некоторые
из предметов, собранных музеем, послужили моделями для резной деревянной
утвари” храма. Существует мнение, что часть подлинных икон XVII века в
иконостасе этой церкви происходила из Ростова. Все это было уничтожено в первые
послереволюционные годы, но “ростовские мотивы” в прекрасном убранстве церкви,
в которой молилась Елисавета Феодоровна, хорошо видны на акварели, созданной в
1904 году по ее личному заказу художником И.И Нивинским (хранится в
Государственном Историческом музее в Москве). Вероятно, если не все, то многие
художественные работы по украшению этого храма выполнялись ростовскими
иконописцами и мастерами-резчиками.
И.И. Нивинский. Домовая церковь в честь
преподобного Сергия Радонежского в Доме московского генерал-губернатора |
В самом Ростове долго помнили об этом приезде высоких гостей.
Трогательный тому пример – местные крестьяне в память об их посещении церкви Иоанна
Богослова на Ишне на собственные средства заказали икону святой праведной Елисаветы
и преподобного Сергия Радонежского – их святых покровителей. Этот образ был
написан большим мастером “подстаринного” письма в стиле XVII века тогдашним
ведущим ростовским иконописцем В.В. Лопаковым
(1846-1933). Икона была предметом молитвенного поклонения.
Второй раз Елисавета Феодоровна посетила Ростов ровно, день в
день, двенадцать лет спустя - 5 июня 1904 года. Она приехала сюда с супругом и
двумя приемными детьми, Марией и Димитрием и Великой княгиней Марией Павловной.
Подробности неофициальной, чисто паломнической их поездки известны из небольшой
заметки, опубликованной в журнале “Приходская жизнь”. И по целям, и по самой
обстановке второй приезд разительно
отличался от прежнего. За прошедшие годы многое изменилось в жизни страны,
переживавшей кризис монархического правления и стремительно приближавшейся к
исторической катастрофе. В это время Елисавета Феодоровна все более и более
тяготится своим высоким положением, углубляются ее религиозные стремления и
интересы. Растет ее тревога за судьбы России и родственной ей правящей
династии. В этот свой приезд в Ростов паломники снова молилась в Успенском
соборе у мощей святителей Леонтия, Исайи, Игнатия и Феодора. Выйдя из храма,
“слушали чудный Ростовский колокольный звон”, посетили кремлевские церкви и
Белую палату, “где тщательно осматривали хранящиеся там древности”. “В 1 час
дня Их Высочества посетили Яковлевский монастырь, где прикладывались к мощам
святителя Иакова и Димитрия, осматривали храм и некоторые ризничные вещи...”.
После молебна приемному их сыну – Великому князю Димитрию Павловичу епископом
Угличским Сергием (Воскресенским) была вручена икона почивающего в монастыре
небесного его покровителя.
Молясь у ростовских святынь вместе с мужем и детьми, Елисавета
Феодоровна еще не знала, что ровно через восемь месяцев окончится ее жизнь и
начнется – житие: гибель любимого мужа от руки убийцы-террориста, основание
Марфо-Мариинской общины в Москве, монашеский постриг, годы, отданные подвигу молитвы
и заботы о нуждающихся, больных, беспризорных, раненых, о детях-сиротах.
И вновь, уже настоятельницей обители, она приезжает последний
раз в Ростов. Ранним утром 5 декабря 1913 года прямо с поезда – в Спасо-Яковлевский
монастырь, где четыре часа подряд молится у мощей святителя Димитрия...
А потом будут угрозы, оскорбления от новых “народных”
властей, беззаконный арест, ссылка в Сибирь, бессудная расправа и мученическая
кончина в шахте под Алапаевском, куда ее сбросят живой вместе с крестовой ее
сестрой Варварой Яковлевой и родственниками покойного мужа...
На пасхальной неделе 1918 года, по пути в Сибирь, ранним
утром, из окна арестантского вагона святой Елисавете Феодоровне суждено будет в
последний раз увидеть Ростов и мысленно поклониться его святыням. В письме,
отправленном с дороги сестрам Марфо-Мариинской обители, она писала: “Да утешит
и укрепит вас всех Воскресение Христово! В 6 часов проехала Ростов... Да
сохранит нас всех с вами, мои дорогие, преподобный Сергий, Святитель Дмитрий и
Св. Ефросиния... Как я вас оставлю, мои деточки, как вас утешить, как укрепить?
Сплотитесь и будьте, как одна душа, все для Бога и скажите, как Иоанн Златоуст:
“Слава Богу за все!”.
Она уже заканчивала свой земной путь, свое жизненное преображение
из августейшей красавицы с придворного портрета в святую мученицу на
православной иконе - в монашеском одеянии и с крестом в руке, символом
страдания и победы над смертью.
По
материалам статьи Е.В. Ким «СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА В
РОСТОВЕ ВЕЛИКОМ», опубликованной в «Ярославских епархиальных ведомостях» в 2011 г .
Комментариев нет:
Отправить комментарий