воскресенье, 17 августа 2014 г.

Ростов - впервые в живописи

Мы знаем, что Ростов – город древний, что первое его упоминание в летописях относится к 862 году. Но начальные века ростовской истории и остались почти исключительно на страницах летописей. А чтобы представить, как выглядел город хотя бы, скажем, триста лет назад, мы должны изучить отчеты археологов, дозорные и переписные книги, акты, единичные планы города... Источники замечательные, но не всегда наглядные, и, чтобы достигнуть цели, придется в значительной степени доверяться воображению. Если бы от тех времен до нас дошел рисунок города… А известно ли нашим уважаемым читателям, когда Ростов был впервые запечатлен в живописи?
В поисках ответа на этот вопрос я приглашаю в Ярославль. Здесь, на Стрелке, вблизи Успенского собора и Вечного огня, расположились Митрополичьи палаты. Одно из старейших в городе зданий возведено митрополитом Ионой, зодчим Ростовского кремля, в конце семнадцатого столетия. Свидетель почти трети ярославской тысячелетней истории и сегодня гостеприимно встречает любителей старины. Почти сорок лет здесь располагается одна из интереснейших экспозиций Ярославского художественного музея – отдел древнерусского искусства. Именно здесь хранится единственная в своем роде икона, посмотреть на которую приезжают со всей России. Пройдем и мы в третий зал музейной экспозиции, бывший некогда парадной трапезной (вспомним кремлевские палаты, Белую и Красную – неслучайно эти здания схожи).

Здесь мы и увидим икону «Преподобный Сергий Радонежский в Житии со Сказанием о Мамаевом побоище». Столь пространное название раскрывает содержание образа.
Фигура святого в среднике и изображения в живописных клеймах на полях иконы, как считают ученые, написаны на рубеже шестнадцатого – семнадцатого столетий московскими мастерами. Источником для изображений послужило Житие Преподобного Сергия, написанное его учеником, постриженником Ростовского Григорьевского монастыря Епифанием Премудрым, в начале пятнадцатого века, и дополненное впоследствии Пахомием Логофетом. Живописный рассказ начинается с рождества отрока Варфоломея (Сергием он станет после пострижения в монахи). Это событие, как сказано в Житии, произошло в «некоей веси не зело близ града Ростова», и, как условились считать ученые, ровно семьсот лет назад.

Рассматривая клейма иконы, мы можем проследить весь тернистый и славный жизненный путь преподобного: отказ от материнского молока в постные дни (вот когда уже проявилась подвижническая натура), приведение во учение, встреча с черноризцем, пострижение в монахи, труды в обители, искушения, чудеса и видения…
Спустя полвека образ был дописан ярославскими мастерами. Средник иконы заполнился сюжетами из русской истории, изложенными в новой редакции Жития преподобного, составленной Симоном Азарьиным. Что добавилось в Житие через два столетия? Сергий, уже закончивший свой земной путь, не прекращает заботиться о Русской земле и ее людях. Он помогает царю Иоанну Грозному покорить Казань и «горных черемис», поспешествует защитникам города Опочки и Троице-Сергиева монастыря отбить вражеский натиск.
И это историческое содержание еще усиливается тридцать лет спустя, в 1680-е годы, когда ярославские мастера (среди возможных авторов ученые называют Федора Федорова) дополняют образ пятой, нижней доской с изображением… Куликовской битвы. Это своеобразная иллюстрация к еще одному памятнику древнерусской литературы – «Сказанию о Мамаевом побоище».
Известно, что именно преподобный Сергий ободрил великого князя Димитрия Иоанновича на борьбу с монголо-татарами, угрожавшими Руси: «Подобает тебе, господин, печься о врученном от Бога христоименитом стаде. Пойди против безбожных, и Бог поможет тебе, победишь и здрав в свое отечество с великими похвалами возвратишься».
Итак, на нижнем фризе иконы показана история сражения на поле Куликовом: от получения великим князем известия о приближении войск Мамая до победоносного возвращения русских войск и бегства хана. Особого внимания заслуживают изображения русских городов, участвовавших в битве на стороне Москвы. Из «Сказания» известно, что в сражении участвовали и наши земляки; здесь сложили головы тридцать три ростовских боярина. На иконе изображены и «Ростов градъ», и «Ростовские князи». Это и есть первое известное изображение нашего города в живописи!

Реставратор и исследователь иконы Виктор Васильевич Филатов считал, что «почти все нарисованные художником города (Москва, Ярославль, Новгород, Владимир, Ростов, Суздаль, Курба и др.) имеют свои индивидуальные сооружения» и что «историки русской архитектуры должны отнестись к изучению этого произведения с особым вниманием».

Разделяя оценку исследователя, предлагаю читателям самостоятельно попытаться узнать ростовские храмы и палаты, изображенные на иконе преподобного Сергия. А рассмотреть икону, на которой родной город изображен впервые, да еще и в связи со славной страницей русской истории – победой на поле Куликовом! – приглашаю в Митрополичьи палаты.
Олег Непоспехов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий