Мы знаем, что Ростов – город древний, что первое его упоминание в
летописях относится к 862 году. Но начальные века ростовской истории и остались
почти исключительно на страницах летописей. А чтобы представить, как выглядел город
хотя бы, скажем, триста лет назад, мы должны изучить отчеты археологов,
дозорные и переписные книги, акты, единичные планы города... Источники замечательные,
но не всегда наглядные, и, чтобы достигнуть цели, придется в значительной
степени доверяться воображению. Если бы от тех времен до нас дошел рисунок
города… А известно ли нашим уважаемым читателям, когда Ростов был впервые запечатлен
в живописи?
В поисках ответа на этот вопрос я приглашаю в Ярославль. Здесь, на
Стрелке, вблизи Успенского собора и Вечного огня, расположились Митрополичьи
палаты. Одно из старейших в городе зданий возведено митрополитом Ионой, зодчим
Ростовского кремля, в конце семнадцатого столетия. Свидетель почти трети ярославской
тысячелетней истории и сегодня гостеприимно встречает любителей старины. Почти
сорок лет здесь располагается одна из интереснейших экспозиций Ярославского
художественного музея – отдел древнерусского искусства. Именно здесь хранится
единственная в своем роде икона, посмотреть на которую приезжают со всей России.
Пройдем и мы в третий зал музейной экспозиции, бывший некогда парадной
трапезной (вспомним кремлевские палаты, Белую и Красную – неслучайно эти здания
схожи).
Здесь мы и увидим икону «Преподобный Сергий Радонежский в Житии со
Сказанием о Мамаевом побоище». Столь пространное название раскрывает содержание
образа.
Фигура святого в среднике и изображения в живописных клеймах на полях
иконы, как считают ученые, написаны на рубеже шестнадцатого – семнадцатого
столетий московскими мастерами. Источником для изображений послужило Житие
Преподобного Сергия, написанное его учеником, постриженником Ростовского Григорьевского монастыря Епифанием Премудрым,
в начале пятнадцатого века, и дополненное впоследствии Пахомием Логофетом. Живописный
рассказ начинается с рождества отрока Варфоломея (Сергием он станет после
пострижения в монахи). Это событие, как сказано в Житии, произошло в «некоей
веси не зело близ града Ростова», и, как условились считать ученые, ровно семьсот
лет назад.
Рассматривая клейма иконы, мы можем проследить весь тернистый и славный жизненный
путь преподобного: отказ от материнского молока в постные дни (вот когда уже
проявилась подвижническая натура), приведение во учение, встреча с черноризцем,
пострижение в монахи, труды в обители, искушения, чудеса и видения…
Спустя полвека образ был дописан ярославскими мастерами. Средник иконы заполнился
сюжетами из русской истории, изложенными в новой редакции Жития преподобного, составленной
Симоном Азарьиным. Что добавилось в Житие через два столетия? Сергий, уже
закончивший свой земной путь, не прекращает заботиться о Русской земле и ее
людях. Он помогает царю Иоанну Грозному покорить Казань и «горных черемис», поспешествует
защитникам города Опочки и Троице-Сергиева монастыря отбить вражеский натиск.
И это историческое содержание еще усиливается тридцать лет спустя, в
1680-е годы, когда ярославские мастера (среди возможных авторов ученые называют
Федора Федорова) дополняют образ пятой, нижней доской с изображением…
Куликовской битвы. Это своеобразная иллюстрация к еще одному памятнику древнерусской
литературы – «Сказанию о Мамаевом побоище».
Известно, что именно преподобный Сергий ободрил великого князя Димитрия
Иоанновича на борьбу с монголо-татарами, угрожавшими Руси: «Подобает тебе, господин, печься о врученном от Бога
христоименитом стаде. Пойди против безбожных, и Бог поможет тебе, победишь и
здрав в свое отечество с великими похвалами возвратишься».
Итак, на нижнем фризе иконы показана история
сражения на поле Куликовом: от получения великим князем известия о приближении
войск Мамая до победоносного возвращения русских войск и бегства хана. Особого
внимания заслуживают изображения русских городов, участвовавших в битве на
стороне Москвы. Из «Сказания» известно, что в сражении участвовали и наши
земляки; здесь сложили головы тридцать три ростовских боярина. На иконе изображены
и «Ростов градъ», и «Ростовские князи». Это и есть первое известное изображение
нашего города в живописи!
Реставратор и исследователь иконы Виктор
Васильевич Филатов считал, что «почти все нарисованные художником города
(Москва, Ярославль, Новгород, Владимир, Ростов, Суздаль, Курба и др.) имеют
свои индивидуальные сооружения» и что «историки русской архитектуры должны
отнестись к изучению этого произведения с особым вниманием».
Разделяя оценку исследователя, предлагаю читателям самостоятельно попытаться узнать ростовские храмы и палаты,
изображенные на иконе преподобного Сергия. А рассмотреть икону, на которой родной
город изображен впервые, да еще и в связи со славной страницей русской истории
– победой на поле Куликовом! – приглашаю в Митрополичьи палаты.
Олег Непоспехов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий