вторник, 4 августа 2015 г.

"Борьба света и тьмы": Валерий Абрамов о работе над оформлением выставки Геннадия Епифанова

В 2000 году ростовский художник Валерий Абрамов по просьбе сотрудницы Картинной галереи Ростовского музея Е.В. Ким написал свои впечатления от работы над выставкой Г.Д. Епифанова. Сегодня, 4 августа 2015 года, в день 115-летия Г.Д. Епифанова, эти заметки публикуются впервые.

За многие годы работы в Ростовском музее, многие выставки пришлось оформить. Но лишь дважды я испытал истинное наслаждение от работы. Работая над выставкой древнерусского искусства и вот сейчас, работая над выставкой художника-графика Г.Д. Епифанова.

Выставка маленькая по физическому объему и огромная по духовному наполнению. Поделюсь некоторыми личными впечатлениями.


Многие работы художника навеяны впечатлениями детства, впечатлениями от родного города Ростова. Вот ранние рисунки карандашом и наброски тушью (1929-1939). Каменный мост: ухоженность, обжитость. Тротуары, дом с крылечком. Еще не загаженная нынешними новостройками панорама кремля с озера. Глядя на эти работы понимаешь, что разрушение Ростова началось несколько позднее. В эпоху бурного многоэтажного строительства и «асфальтовой болезни».

Серия работ «Ростов». Скрипка на окне; бульвар; две женщины ведут неторопливую беседу; валы; дерево у стен кремля; женщина, выгуливающая коз. Простые сцены провинциальной жизни. Лодки на берегу и на воде с парусами. И вдруг ощущаешь тишину и крики чаек. И немного завидуешь тому времени. Когда не было на озере моторок и запаха бензина… Женщины на мостках полощут белье; женщина, гуляющая с коляской; бочка кваса; лошадь с повозкой… Прекрасная гармония пятен черного и белого. Разнообразие разработки серого с помощью различной штриховки. Иногда о живописи говорят – бедна, графична. А вот об этой графике можно сказать напротив – она очень живописна.

Художник не повторяет фотографично архитектуру кремля. Она идет фоном, на втором плане. Главное в его работах – люди города, их мироощущения. Вот мальчик, копающий картошку. Он устал, присел на тачку и любуется кремлем. Рядом стоит былинный конь, могучее дерево. В такой маленькой работе такой огромный мир: спокойствие, умиротворенность, простая мудрость жизни. Этим и привлекают работы художника. Маленькие по формату, но большие по смыслу.

Вот семья у стен кремля. Бородатый дед – солидный и основательный. В жилетке, в картузе. Рядом женщина с букетом цветов лирична и нежна. Другая женщина ласкает на руках ребенка. И коза, как символ семейного благополучия. Вдали – могучие стены кремля. В небе – розовые облака, как ангелы, парят над городом, над людьми, оберегая их размеренную и красивую жизнь.

Полная луна над озером и женщина с ребенком, на валах, любуется этим пейзажем. И ощущается тишина. А другие работы, напротив, наполнены звуками. Вот монастырский Борисоглебский дворик. Ярко сияет солнце, дети играют на лужайке. И я слышу их смех. Пароход на пристани, дымок над трубой, крики чаек.

Очень хорош триптих о Ростове (цветная ксилография). Женщина с ребенком. Утки, летящие над озером. Женщина в шали с корзиной. Три красивых песни о Ростове, о женщине, о красоте простого бытия.

От многих работ художника веет теплом детства, воспоминаниями о родном городе. Полуторка на площади перед кремлем, из которой выгружаются приезжие селяне. Мальчик с корзиной отправляется «в город». Женщина, идущая полоскать белье и восторг ребенка, увидевшего простор озера, хоровод церквей, лодки, камыши…
Гуси-лебеди на пруду. Немного наивно и сказочно, но ведь на то оно и детство, чтобы верить в сказку, в добро, в бесконечность и красоту этой жизни. И как хорошо, что уже зрелый художник сохранил это детское восприятие окружающего мира.

Очень хороша серия гравюр к альбому «Ленинград». Горизонтальные композиции с вертикалями, присущие этому городу. Гравюры отпечатаны на папиросной бумаге, передающей бархатистость и прозрачность белых ночей.

Продолжают «питерскую» тему иллюстрации к «Пиковой даме» А.С. Пушкина. Изысканность композиций и графического исполнения. Заснеженный, притихший город как бы прислушивается к слову поэта, наблюдает за событиями драмы.

Старуха-судьба как символ, как призрак. Карточный знак «Дама пик» таинственно светит, как луна из-за туч. Выхваченные из полумрака лица, руки, карты… Три пятна света в лунной ночи, три потушенных окна… Все подчинено сюжету, но при этом у художника свое восприятие произведения.

Великолепны иллюстрации к «Одиссее» Гомера. С прекрасной компоновкой фигур, с прекрасной игрой световых пятен, передающих вечную борьбу света и тьмы.

Можно любоваться буквально каждой работой: корабль в бушующем море; восход солнца в тихой гавани… Но, к сожалению, в собрании нашего музея нет, по-моему, лучшей в этой серии гравюры с изображением стреляющего лучника. В этом грустном факте сказалось взаимоотношение художника и прошлого руководства музея. Г.Д. Епифанов дарил множество своих работ музею и городу, но прижизненной выставки так и не было. Эта выставка первая, и, боюсь, последняя. Мы еще не доросли, не созрели, чтобы по достоинству оценить этого умного, прекрасного художника.


А пока я настоятельно советую всем посетить эту небольшую по объему и (повторюсь) огромную по духовному наполнению выставку. Не спеша и внимательно окунуться в мир графики, в мир художника, который наполнит вас гармонией и красотой.

Валерий Абрамов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий