В 2000 году ростовский художник Валерий Абрамов по просьбе сотрудницы Картинной галереи Ростовского музея Е.В. Ким написал свои впечатления от работы над выставкой Г.Д. Епифанова. Сегодня, 4 августа 2015 года, в день 115-летия Г.Д. Епифанова, эти заметки публикуются впервые.
За
многие годы работы в Ростовском музее, многие выставки пришлось оформить. Но
лишь дважды я испытал истинное наслаждение от работы. Работая над выставкой
древнерусского искусства и вот сейчас, работая над выставкой художника-графика
Г.Д. Епифанова.
Выставка
маленькая по физическому объему и огромная по духовному наполнению. Поделюсь
некоторыми личными впечатлениями.
Многие
работы художника навеяны впечатлениями детства, впечатлениями от родного города
Ростова. Вот ранние рисунки карандашом и наброски тушью (1929-1939). Каменный
мост: ухоженность, обжитость. Тротуары, дом с крылечком. Еще не загаженная
нынешними новостройками панорама кремля с озера. Глядя на эти работы понимаешь,
что разрушение Ростова началось несколько позднее. В эпоху бурного
многоэтажного строительства и «асфальтовой болезни».
Серия
работ «Ростов». Скрипка на окне; бульвар; две женщины ведут неторопливую
беседу; валы; дерево у стен кремля; женщина, выгуливающая коз. Простые сцены
провинциальной жизни. Лодки на берегу и на воде с парусами. И вдруг ощущаешь
тишину и крики чаек. И немного завидуешь тому времени. Когда не было на озере
моторок и запаха бензина… Женщины на мостках полощут белье; женщина, гуляющая с
коляской; бочка кваса; лошадь с повозкой… Прекрасная гармония пятен черного и
белого. Разнообразие разработки серого с помощью различной штриховки. Иногда о
живописи говорят – бедна, графична. А вот об этой графике можно сказать
напротив – она очень живописна.
Художник
не повторяет фотографично архитектуру кремля. Она идет фоном, на втором плане.
Главное в его работах – люди города, их мироощущения. Вот мальчик, копающий
картошку. Он устал, присел на тачку и любуется кремлем. Рядом стоит былинный
конь, могучее дерево. В такой маленькой работе такой огромный мир: спокойствие,
умиротворенность, простая мудрость жизни. Этим и привлекают работы художника.
Маленькие по формату, но большие по смыслу.
Вот
семья у стен кремля. Бородатый дед – солидный и основательный. В жилетке, в
картузе. Рядом женщина с букетом цветов лирична и нежна. Другая женщина ласкает
на руках ребенка. И коза, как символ семейного благополучия. Вдали – могучие
стены кремля. В небе – розовые облака, как ангелы, парят над городом, над
людьми, оберегая их размеренную и красивую жизнь.
Полная
луна над озером и женщина с ребенком, на валах, любуется этим пейзажем. И
ощущается тишина. А другие работы, напротив, наполнены звуками. Вот
монастырский Борисоглебский дворик. Ярко сияет солнце, дети играют на лужайке.
И я слышу их смех. Пароход на пристани, дымок над трубой, крики чаек.
Очень
хорош триптих о Ростове (цветная ксилография). Женщина с ребенком. Утки,
летящие над озером. Женщина в шали с корзиной. Три красивых песни о Ростове, о
женщине, о красоте простого бытия.
От
многих работ художника веет теплом детства, воспоминаниями о родном городе.
Полуторка на площади перед кремлем, из которой выгружаются приезжие селяне.
Мальчик с корзиной отправляется «в город». Женщина, идущая полоскать белье и
восторг ребенка, увидевшего простор озера, хоровод церквей, лодки, камыши…
Гуси-лебеди
на пруду. Немного наивно и сказочно, но ведь на то оно и детство, чтобы верить
в сказку, в добро, в бесконечность и красоту этой жизни. И как хорошо, что уже
зрелый художник сохранил это детское восприятие окружающего мира.
Очень
хороша серия гравюр к альбому «Ленинград». Горизонтальные композиции с
вертикалями, присущие этому городу. Гравюры отпечатаны на папиросной бумаге,
передающей бархатистость и прозрачность белых ночей.
Продолжают
«питерскую» тему иллюстрации к «Пиковой даме» А.С. Пушкина. Изысканность
композиций и графического исполнения. Заснеженный, притихший город как бы
прислушивается к слову поэта, наблюдает за событиями драмы.
Старуха-судьба
как символ, как призрак. Карточный знак «Дама пик» таинственно светит, как луна
из-за туч. Выхваченные из полумрака лица, руки, карты… Три пятна света в лунной
ночи, три потушенных окна… Все подчинено сюжету, но при этом у художника свое
восприятие произведения.
Великолепны
иллюстрации к «Одиссее» Гомера. С прекрасной компоновкой фигур, с прекрасной
игрой световых пятен, передающих вечную борьбу света и тьмы.
Можно
любоваться буквально каждой работой: корабль в бушующем море; восход солнца в
тихой гавани… Но, к сожалению, в собрании нашего музея нет, по-моему, лучшей в
этой серии гравюры с изображением стреляющего лучника. В этом грустном факте
сказалось взаимоотношение художника и прошлого руководства музея. Г.Д. Епифанов
дарил множество своих работ музею и городу, но прижизненной выставки так и не
было. Эта выставка первая, и, боюсь, последняя. Мы еще не доросли, не созрели,
чтобы по достоинству оценить этого умного, прекрасного художника.
А
пока я настоятельно советую всем посетить эту небольшую по объему и (повторюсь)
огромную по духовному наполнению выставку. Не спеша и внимательно окунуться в
мир графики, в мир художника, который наполнит вас гармонией и красотой.
Валерий Абрамов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий