понедельник, 21 января 2013 г.

О начале железнодорожного строительства в Ростовском уезде


В 2013 году исполняется 145 лет с момента начала строительства участка Сергиев Посад – Ярославль Московско-Ярославской железной дороги (далее – МЯЖД). К этой дате мы приурочим серию очерков об истории строительства, оказавшего существенное влияние на все стороны жизни Ростовского уезда.

Железная дорога на карте Ростовского уезда из книги А.А. Титова (1885 г.)

Сооружение МЯЖД тесно связано с одноименным акционерным обществом, в 1862 г. закончившим строительство железной дороги от Москвы до Сергиева Посада. Общество намеревалось продолжить ее до Ярославля. Воплощению этого решения в жизнь предшествовали долгие кропотливые расчеты: «В изследовании товарнаго движения мы руководствовались прямыми изысканиями провозки товаров по разспросам на месте и справкам с купеческими конторами, и потом проверяли их сведениями, получаемыми в главных торговых местах, именно на Нижегородской ярмарке, в Костроме, Ярославле, Вологде, Ростове и у отправителей товаров в Москве». Предполагалось, однако, что изначально основной доход новой дороги будут приносить не товарные, а пассажирские перевозки: «По протяжению всей дороги, особенно в губернии Ярославской, население весьма густое, и, сравнительно с другими местностями России, весьма богатое. Чтоб наглядно убедиться в том и другом, стоит только обратить внимание на то, что по всей длине теперяшнего Ярославскаго шоссе мало мест, откуда не было бы видно 5, 6, 7 и более сел; из города Петровска их видно до 26, из Ростова более 40».

Общее собрание акционеров в 1865 г. постановило продолжить дорогу до Ярославля, испросив гарантию правительства на необходимый для этого капитал. Об этом члены правления не только лично ходатайствовали, но и побуждали ярославские власти хлопотать, и даже… жаловаться на них за промедление в исполнении обязанности, наложенной на Общество его уставом 1859 года. По словам А.И. Дельвига, «ярославский городской голова Полетаев и тамошние богатые купцы Пастухов, Лопатин, Сорокин, Шапулин, Вахрамеев, Титов и Соболев подали в июле 1867 г. министру финансов жалобу на то, что правление Московско-Ярославской железной дороги не приступает к проведению дороги от Сергиевскаго посада до Ярославля и закончили эту жалобу следующим образом:... "Всякая отсрочка ляжет тяжелым гнетом на экономический быт наших губерний". Просили гарантию правительства, столь маленькую, что ее можно посчитать "не вещественною, но чисто нравственную"». Таким образом, крупные промышленники губернии были заинтересованы в строительстве железной дороги. Нельзя исключать, что автором текста был Андрей Александрович Титов, составивший впоследствии не одно подобное прошения. 

Кроме того, по всей видимости, некоторые ростовцы являлись акционерами Общества МЯЖД. Так, Т.В. Колбасова опубликовала завещание ростовского купца Д.М. Плешанова, согласно которому 50 акций Общества на 7500 рублей были переданы "во всегдашнюю собственность церкви при Ярославском Училище девиц Духовного звания".

Дело увенчалось успехом лишь в 1868 году. В начале марта уполномоченные Общества вновь представили проекты устава и технических условий сооружения линии на усмотрение министра путей сообщений. Министерство внесло в проект и устав изменения, которые обязывали Общество четверть необходимых для новой дороги паровозов и рельсов принять у правительства. Относительно технических условий правительство предписывало: выемки менее 0,5 сажени «по возможности, уничтожить», а некоторые чугунные трубы заменить каменными. Было скорректировано и направление железной дороги.

4 мая проект был отправлен в министерство финансов, а 7 июня Устав акционерного Общества Московско-Ярославской железной дороги был Высочайше утвержден.

2 июля в Троице-Сергиевой лавре происходило освящение работ по линии железной дороги. После торжественного молебна 500 рабочих свезли на дорогу по тачке земли. С 3 июля здесь начались земляные работы. Однако на остальном протяжении линии они, по-видимому, наступили позже. 8 августа В.И. Лествицын в статье «Канун чугунки» писал: «…участок земляных работ от Ярославля, 45 в., взял исполнить купец Бусурин, конторой котораго, помещающейся на Горках, в доме Кузнецова, приискиваются и землекопы, записывающиеся на эти работы, хотя еще и не принимаемые на самое дело. Все сказанное, без сомнения, делает предприятие общества известным немалому числу местных жителей. Но чтобы еще более подействовать на население, общественное мнение с нетерпением ожидает церковнаго освящения этих работ молебном, при чем как для икон, так ради гула колоколов и приезда начальства, естественно ожидать собрания больших масс народа».

В субботу, 10 августа, после литургии в Ярославском Успенском соборе, был совершен крестный ход к месту закладки железной дороги (совр. вокзал Ярославль Московский). Здесь перед иконами Спасителя, Богоматери Тихвинской и свНиколая, принесенными из собора, и храмовыми, принесенными из ближайшей (Пятницко-Туговской) церкви, соборный протоиерей с прочим духовенством, отслужил молебен с водосвятием. Присутствовали губернатор, начальник 3 участка дороги и другие лица, заведующие работами, а также «почетнейшие лица» из местного дворянства и купечества. «В конце молебна протоиерей обратился к собранию с краткою речью, в которой, объяснив важность начинаемаго дела, призывал, в заключение, благословение Божие на это благое начинание и на самих начинателей. За тем положил первый камень в основание воздвигаемаго в начале дороги здания (воксала), окропив святою водою как сей камень, так известь и другие материалы для постройки дороги. Собравшийся во множестве народ усердно молился об успехе этого полезнаго предприятия и еще усерднее - о здравии и долгоденствии Благочестивейшаго Самодержца России - главнаго виновника и покровителя всех улучшений общественной жизни своих подданных, особенно, когда возглашалось многолетие».

О ходе работ будет рассказано в следующих статьях.
Олег Непоспехов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий